Общероссийская общественная организацияРОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ

     

Главный парусный журнал России Yacht Russia обращается к теме студенческого спорта. Интервью Василия Кравченко о Студенческой Парусной Лиге (12.03.2021)


Миссия

Главный парусный журнал России Yacht Russia обращается к теме студенческого спорта и представляет интервью Василия Кравченко по Студенческой Парусной Лиге. Полная версия представлена в журнале в выпуске Март-Апрель 2021г.

http://www.parusniy-sport.org/novosti/missiya-stat-ya-o-studencheskoj-parusnoj-lige-v-zhurnale-yacht-russia

Беседовали Сергей Борисов и Артур Гроховский 

В начале было слово, и слово это прозвучало в 2011 году. Даже несколько слов – вопрос: «Почему бы и нет?» В 2013 году в Казани должна были состояться Всемирные студенческие игры – Универсиада. Так почему бы в ее рамках не провести парусные соревнования? На чем? Конечно, на «Финнах»!

Почему «конечно» – это понятно, поскольку идея, многим показавшаяся наивной и уже потому неосуществимой, принадлежала Василию Кравченко, президенту российской ассоциации класса «Финн». Именно ему, будем откровенны, принадлежит главная заслуга в возрождении этого экс-олимпийского класса в России с подъемом до уровня, на котором спортивным функционерам уже невозможно его игнорировать. Но студенческий парус?

Это было ново, незнакомо, само словосочетание – непривычно. И насколько реально? Но надо знать Василия Кравченко, особенности его характера: для него нерешаемых задач не бывает, есть неверный подход в их решении. И с присущей ему обстоятельностью мастер спорта, победитель и призер всесоюзных, всероссийских и международных регат в классе «Финн», кандидат физико-математических наук, генеральный менеджер крупных международных корпораций, имеющих представительства в России, приступил к осуществлению своей идеи.

Прошло 10 лет. Ныне Василий Кравченко руководитель совета Ассоциаций классов. Еще в его послужном списке должности руководителя Комитета массового, любительского и студенческого спорта Всероссийской федерации парусного спорта и работа в исполкоме Международной ассоциации класса «Финн», а еще он член рабочей группы Министерства спорта РФ по цифровизации спорта и единственный в России международный судья-меритель. И все эти годы лауреат национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «За вклад в развитие парусного спорта» возглавляет совет Студенческой парусной лиги. За это время многое из задуманного удалось претворить в жизнь, а что впереди? Об этом мы и поговорили с Василием Кравченко. 

Yacht Russia: Василий, а ведь многие не верили, что у вас что-то получится…

Василий Кравченко: Идея включения паруса в Универсиаду Казань-2013 была столь заманчивой, что нужно было попытаться ее реализовать. И оказалось, что если в лобовую цель и не пробить, но получить плюсы для студенческого паруса реально. Наши настойчивость, запал и доводы оказались убедительными, результатом чего стало тесное сотрудничество с Российским студенческим спортивным союзом (РССС). Уже на следующий год мы провели первый чемпионат РССС по парусному спорту, а в год Универсиады Казань 2013 - Международный Университетский Кубок по парусному спорту под эгидой Всемирной федерации студенческого спорта (FISU). В том же 2013 году вышли рекомендации Министерства спорта РФ о создании студенческих спортивных лиг и стало понятно, что для того, чтобы студенческий парусный спорт органично развивался в новой «системе координат», надо оформляться в Лигу. Учредителем ее выступил РССС. Войти в состав учредителей было предложено и Всероссийской федерации парусного спорта, но она поосторожничала.

YR: По причине?

В.К.: Студенческие спортивные лиги были на тот момент молодым, еще не устоявшимся направлением. Нужно было иметь дальновидное стратегическое мышление, чтобы разглядеть перспективу, и смелость и решительность, чтобы сработать на опережение. Это же столько забот с призрачными дивидендами! Все хлопоты достались Ассоциации яхт класса «Финн». Впрочем, отчасти это оказалось и к лучшему, потому что избавило от ненужных метаний, и вообще, важно не мешать тем, кто и сам справляется. 

YR: В начале пути всегда формулируются задачи и цели…

В.К.: В рекомендация Минспорта был обозначен вектор развития, но роль и полномочия студенческих спортивных лиг не были прописаны законодательно, с этим нет ясности и до сих пор. Нашей задачей для начала стало создание календаря межвузовских соревнований. Для этого предстояло объединить островки, скажем так, студенческой активности в парусном спорте, слить воедино различные течения. Необходимо было выстроить хорошо структурированную систему, которая опиралась бы на студентов и энтузиастов парусного спорта, как истинных движителей этой системы, а с другой была бы органично встроена в государственную вертикаль, чтобы использовать ее преимущества вместо того, чтобы с ними бороться.

YR: Это сложно, слишком много противоречий. А что говорит зарубежный опыт?

В.К.: В организационном плане аналогов нашей Лиге за рубежом я не знаю. У каждой страны свои особенности. Так, в России государство очень глубоко включено в регулирование спорта и физической культуры, а студенческий спорт жестко выделен в отдельное направление. А вот в Германии, к примеру, в Германии чисто студенческого спорта вообще нет, но есть молодежные программы. Достаточно сильные студенческие движения в парусном спорте сформировались во Франции, Китае, Корее, Сингапуре. Это роднит их с нами – всегда проще, когда говоришь на одном «языке». С Францией и Китаем у нас особенно хорошие контакты, поэтому российские команды время от времени выезжают к ним.

YR: А Всемирная федерация студенческого спорта не задумывается над общим знаменателем? Так всем было бы проще и лучше.

В.К.: Они работают в этом направлении. В частности, FISU постепенно все приводит к единому формату соревнований – прибрежным гонкам флота на килевых яхтах с экипажами по 4-5 человек.

YR: Но вы начинали с «Финнов»…

В.К.: До недавнего времени центральными соревнованиями Лиги был Международный университетский Кубок по парусному спорту, проходивший в Москве. Да, начинался он с класса «Финн», так как соревнования в классе «Финн» были у нас четко отлажены, потом к нему присоединился «Снайп», затем «Луч». Возможно, так бы и продолжалось еще какое-то время, но, как это ни покажется странным, вмешалась пандемия. Но не зря же говорят, что любой кризис это не только потери, но и новые возможности. Минувший год заставил нас существенно поменять концепцию. С выигрышем гранта Российского студенческого спортивного союза нам удалось не только оперативно организовать многоэтапный Кубок Студенческой парусной лиги, но и сделать акцент на новых отечественных классах яхт «мХ700» и «Ракета 610». В результате было принято решение делать больший упор на килевые яхты с экипажами 4-5 человек при сохранении ориентации на отечественного производителя.

YR: Разумное решение, тут и командный дух, и взаимовыручка, и наставничество, и вообще, молодежь любит компании.

В.К.: Все так, ведь наша Лига – это далеко не чисто спортивный проект. Мы изначально решили, что ключевым показателем для нас будут не медали и победы, а количество систематически занимающихся парусным портом студентов. Спортивная составляющая здесь лишь мотиватор вовлечения спортсменов и их ВУЗов в парусный спорт. Отсюда еще одна особенность нашей Лиги: мы стараемся максимально привлекать к работе и управлению нашей организацией самих студентов. У молодых ребят вдосталь энергии, креативности, и мы, их старшие товарищи, выпускники «со стажем», заряжаемся от них этому. Но есть и оборотная сторона: свойственный юности максимализм не подкрепляется опытом, ребята быстро загораются, но также быстро и угасают, им не хватает опыта, комплексного и долгосрочного видения. Поэтому в рамках Лиги решаются и такие задачи, как воспитание у студентов ответственного отношения к делу, навыков системной работы, обучение взаимодействию с такими серьезными организациями как Министерство спорта, ВФПС, Студенческий спортивный союз, да и с ректоратами ВУЗов тоже нужно уметь вести диалог. Если говорить о социальной составляющей нашей Лиги, то это она и есть.

YR: Вы сказали, что ключевой момент для Лиги – количество занимающихся парусным спортом. А сколько их?

В.К.: В мероприятиях Лиги принимают участие в зависимости от 300 до 600 студентов, представляющие более 50 ВУЗов России. У нас 13 региональных представительств по всей стране от Калининграда до Владивостока.

YR: А что скажете о регатах?

В.К.: В России проводится более 30 студенческих соревнований, по которым Студенческая парусная лига ведет зачет в формате Кубка. На 2021 год у нас заявлено 15 этапов в Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Севастополе, Евпатории, Геленджике, Курске, Орле, Грозном, Ярославле. Кроме того, Лига активно участвует в различных фестивалях. Но и это далеко не все. Еще одно направление нашей работы – создание и помощь в развитии студенческих парусных яхт-клубов. Сейчас у нас в проработке два больших проекта – спортивный клуб при Магнитогорском металлургическом комбинате и Межвузовский студенческий яхт-клуб в Санкт-Петербурге. Также в планах развитие региональных студенческих кубков, чтобы оживить местные спортивные календари и подогреть интерес студентов и ВУЗов к парусному спорту.

YR: Насколько спортивные мероприятия Лиги и их результаты признаны на официальном уровне или это… общественный спорт?

В.К.: С 2013 года Лига взяла на себя заботу о проведении ежегодных официальных Всероссийских студенческих соревнований, которые входят в Единый календарный план (ЕКП) физкультурных и спортивных мероприятий Министерства спорта. К сожалению, в ЕКП можно было внести только одни соревнования среди студентов по одному виду спорта, но с 2021-го года ситуация решительно изменилась, и теперь уже все этапы Кубка Студенческой парусной лиги вошли в Единый календарный план, их результаты признаются, что открыло возможность тарификации тренеров и присвоения разрядов, а это очень и очень важно, это – стимул! В 2019 году нашей Лигой были проведены отборочные соревнования на участие во Всемирной Универсиаде, и это был важный для всех результат, так как, насколько я знаю, команда яхтсменов показала наивысший результат среди всех российских команд, сформированных по соревнованиям студенческих спортивных лиг, вышла в финал и заняла 6-е место. Это хороший результат, тем более что наша Лига собирает и пытается объединить всех спортсменов студенческого возраста, даже если их ВУЗы никак не связаны со спортом. Да, мы не можем похвастаться тем, что воспитали олимпийского чемпиона, но и цели такой перед собой мы не ставим.

YR: Вы сотрудничаете с Ассоциацией студенческих спортклубов России?

В.К.: В декабре 2020 года наша Лига и Ассоциация подписали договор о сотрудничестве, в рамках которого предполагается взаимное участие в проектах и организация совместных мероприятий. Сейчас мы формируем базу ВУЗов и налаживаем контакты со спортклубами, членами АССК, чтобы через них организовывать заявочные кампании, посылать команды от вузов на соревнования Лиги. В перспективе есть идея проведения отдельного чемпионата АССК по парусному спорту.

YR: Какими вам видятся перспективы развития Лиги?

В.К.: Студенческие спортивные лиги как таковые закреплены как субъекты в федеральном законе о спорте, хотя, повторюсь, пока и без четких ролей и полномочий. Тем не менее по логике рано или поздно они станут аналогами спортивных федераций в области студенческого спорта. Думаю, такая судьба уготована и нашей Лиге. Уже выработана четкая вертикаль внесения студенческих соревнований в календарный план Министерства спорта: Организатор ‑> Лига ‑> Российский студенческий спортивный союз ‑> Минспорт. Остается наладить взаимодействие с ВФПС, региональными федерациями парусного спорта, советами ректоров ВУЗов, региональными отделениями РССС, спортивными клубами, флотами, ассоциациями классов яхт. Все это требует времени, так как зачастую упирается в застарелые привычки, менталитет многих руководителей. Поэтому мы не форсируем события, но терпеливо и последовательно движемся к цели.

YR: Вы все время говорите «мы». У вас есть команда?

В.К.: Есть друзья и единомышленники. Я не могу назвать всех, но некоторых просто обязан. Это Юрий Тарновский из студенческого яхт-клуба при Донском государственном техническом университете. Это Валерия Кочетова, президент ассоциации класса Open 800 и Дмитрий Жайворонок, главный организатор соревнований на яхтах класса мХ700.  Это Александра Решетова, недавно сама еще студентка, а ныне исполнительный директор Лиги. Это Константин Муругов, Егор и Сергей Терпигоревы, Дмитрий Зарицкий. Это тренеры, наставники и судьи Алексей Чариков, Сергей Косарев, Маргарита Заботина, Анна Ольховская. Список можно продолжать. Их много, моих соратников. И я благодарен всем. Это наше парусное студенческое братство!



Статья
kravchenko_1333_4_1.pdf

/content/images/pages/1243/zoomi_0775.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi_0801.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi_1200.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi__601635739860444_1283544489_o.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi__601636533193698_2072036384_o.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi__1857944607687792_1380732902505632705_o.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi__10200107918407189_71410266_o.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi__web.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi__web2.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi_finneuropeans2020picrobertdeaves045a0439.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi_image2.jpg
/content/images/pages/1243/zoomi_photo.jpg


ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ НОВОСТЕЙ РССС





/content/design/blank.png