Общероссийская общественная организацияРОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ
Данные регаты в этом году были оформлены как кубок имени Германа Белова, в память о выдающемся тренере, в последние годы активно поддерживавшем развитие студенческих секций в Москве и Подмосковье.
Формат матчевых гонок стал не случайным выбором для студенческих соревнований – с одной стороны, гонки в формате матч-рейса могут стать доступной возможностью для гоночной практики яхтсменов из ВУЗов в максимально равных условиях, при имеющемся дефиците яхт в студенческих секциях. С другой стороны – формат матчевых гонок признан Международной федерацией университетского спорта, как один из видов парусного студенческого спорта, и в этой дисциплине регулярно проводятся чемпионаты мира среди студентов. Поэтому в этом году организаторы решили провести «пилотную» матчевую регату в конце сезона с намерениями сделать серию матчевых гонок в будущем году.
Согласно выбранному Студенческой парусной лигой направлению в политике классов яхт для студенческого спорта на национальные классы, в качестве яхт для соревнований были выбраны яхты именно национального класса «эМ-Ка». Этому способствовало и то, что Александр Викторович Ежков и Дмитрий Вадимович Зеленин любезно предоставили свои яхты для проведения тренировок и матчевых гонок. В свою очередь яхт-клуб Пирогово и Ассоциации яхт национального класса «эМ-Ка» вместе с принимающей стороной – водно-спортивной базой «Дельфин», оказали значительную поддержку в организации и проведении соревнований. Некоторую поддержку внесла и Ассоциация яхт класса «Финн».
В первом кубке университетов по матчевым гонкам приняли участие шесть команд из пяти ВУЗов Москвы: МФТИ (ГУ), МАИ (2 экипажа), МГУ, НИЯУ МИФИ, МИСиС.
Регату открыл руководитель комитета любительского, массового и студенческого парусного спорта Всероссийской федерации парусного спорта Василий Кравченко. Юрию Богданову, шкиперу экипажа МФТИ и главному тренеру Ассоциации, занявшему в этом году 5 место на чемпионате России в классе «Луч-Радиал», выпала честь поднять флаг Ассоциации студенческого парусного спорта. Кубок официально стартовал.
После совещания рулевых с гоночным комитетом экипажи вышли на воду: перед зачетными гонками состоялись тренировочные гонки, на которых участники смогли попрактиковаться перед началом официальных соревнований. Хотя гонщики и прошли небольшую теоретическую и тренировочную подготовку, необходимо было понимание, как же проходит реальный матч-рейс.
Тренировочные гонки стали настоящим испытанием для новичков. Сильные порывы ветра, доходящие до 10 метров в секунду, с легкостью опрокидывали лодки. В итоге, во время тренировки три экипажа успели «искупаться», но настоящих спортсменов не испугают никакие трудности. В гонках никто не отказался участвовать.
Несмотря на это, было решено приступить к зачетной части соревнований - к полному раунд-робину среди всех участников. Из 15 запланированных матчей квалификационного этапа в первый день удалось провести 8. Самым зрелищным стало соперничество экипажей МФТИ (рулевой Богданов Юрий) и МГУ (рулевой Дорохов Илья) во втором флайте. Ко второму знаку лодки шли почти вровень, разойдясь на втором круге. Экипаж МФТИ, вынужденный сделать два штрафных круга, пришел вторым. Погодные условия были весьма и весьма суровыми. Однако во второй половине дня вышло солнце, ветер поутих, что позволило экипажам чувствовать себя увереннее.
В воскресенье, 20 октября, уже определились победители и призеры первого студенческого матч-рейса.
Гонщики горели желанием соревноваться и даже попросили перенести время старта на полчаса раньше. Впрочем, гонки все равно начались так, как было запланировано по гоночной инструкции.
Ночью были заморозки, поэтому с утра яхты встретили участников регаты слегка ледяной скользкой палубой. Погода все активнее намекает, что в этом сезоне московскую навигацию пора заканчивать.
По сравнению с первым днем, ветер был гораздо слабее - 3-8 узлов, что дало повод судьям разрешить использование генакеров, которые были запрещены в предыдущий день.
После того как прошли заключительные матчи квалификационного раунд-робина, определились четыре полуфиналиста. В полуфинал были допущены команды НИЯУ-МИФИ (рулевой Олег Шварев), МГУ (рулевой Илья Дорохов), МФТИ (ГУ) (рулевой Юрий Богданов) и МАИ (рулевой Иван Мякишев).
Команда МГУ, уверенно выигравшая раунд-робин, могла выбрать себе соперника. Выбор ее пал на команду НИЯУ-МИФИ. Серия полуфиналов, в виду ограниченности по времени, была сокращена. То есть, для выхода в финал достаточно было выиграть один матч. И это сыграло на руку экипажу из МИФИ. Рулевой из МГУ неожиданно дрогнул и допустил ошибки на старте и при постановке генакера. Экипаж МИФИ не преминул этим воспользоваться. Соперником команды МИФИ по финалу стала команда МФТИ (ГУ), а команде МГУ пришлось довольствоваться третьим местом, которое досталось ей по результатам малого финала против команды МАИ.
«Гранд-финал» за первое место проводился до двух побед. Первый матч довольно уверенно выиграл экипаж МФТИ, а вот во втором развернулась упорная борьба. Верхний знак соперники огибали друг за другом, и экипаж МФТИ, который обогнулся чуть раньше, замешкался с генакером (который, к слову, всем в этот день доставлял хлопот). В результате, экипаж МИФИ подходил ко второму знаку первым, но безропотно пустил экипаж МФТИ внутренним, хоть имел право не делать этого.
Лавировку яхты прошли «ноздря в ноздрю», но перед вторым огибанием верхнего знака рулевой команды МФТИ применил «психологическое оружие» - смутил экипаж соперника громкими криками с требованием дороги подветренному, в результате чего рулевой команды МИФИ дрогнул, и участь матча и регаты оказалась решена.
Итоговые результаты выглядят следующим образом:
Место |
Участники (ФИО) |
Команда |
1 |
Богданов Юрий Лебедев Николай Лошкарев Никита Воробьев Вадим (запасной) |
МФТИ (ГУ) |
2 |
Шварев Олег Максим Самойлов Всеволод Меренков Минаев Евгений (запасной) |
НИЯУ МИФИ |
3 |
Дорохов Илья Куняев Дмитрий Петрухин Владимир |
МГУ |
4 |
Мякишев Иван Нога Иван Гладышева Александра |
МАИ |
5 |
Светиков Кирилл
|
МИСиС |
6 |
Серочкин Алексей Грамматчиков Георгий Загоровский Ветер |
МАИ |
Награждение прошло в теплой и душевной атмосфере. На награждении присутствовал председатель наблюдательного совета Ассоциации студенческого парусного спорта, Дьяченко Дмитрий, который отметил высокий уровень проведения соревнования и пожелал всем участникам дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.
Переходящий кубок достался экипажу МФТИ. Организаторы надеются, что регата станет регулярной, и еще не раз представители парусных секций ВУЗов смогут побороться за право обладания кубком. На следующий сезон у студенческой ассоциации большие планы, а этот уже, к сожалению, завершен.
Приглашаем к участию в следующих этапах кубка в будущем году!
Такое большое мероприятие было бы немыслимо провести без помощи многих людей, которым не безразличен студенческий парусный спорт. Проводящая организация благодарит всех, кто помог в организации и проведении данного мероприятия - Александра Ежкова, Дмитрия Зеленина, Колобанова Виталия, а также комитет массового, любительского и студенческого спорта ВФПС в лице Василия Кравченко, ассоциацию национального класса яхт «эМ-Ка», в лице Водяницкого Николая и Парусную академию в лице Шаповалова Дениса.
Особую благодарность Ассоциация студенческого парусного спорта выражает судейской бригаде в лице Натальи Решетовой, отсудившей «на отлично» такое сложное и насыщенное мероприятие.
В следующем году планируется системно расширить календарь студенческих соревнований по парусному спорту. К уже заявленным в календарь чемпионату Российского студенческого спортивного союза и Студенческой парусной лиги в классах «Финн» (юноши) и «Снайп» (смешанные экипажи), кубку Германа Белова (класс «Луч») добавится серия соревнований в формате матч-рейса. В качестве конечной цели этой серии ставится отбор и подготовка команды к участию в чемпионате мира среди студентов по матч-рейсу.
Приглашаем всех заинтересованных людей, которым не безразличен студенческий спорт к сотрудничеству. Вместе мы возродим студенческий парусный спорт!